Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающегося пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающегося
пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 18» (далее - АОП ДО для обучающегося пятого
года жизни с ТНР, Учреждение) разработана в соответствии:
- с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября
2022 г., регистрационный № 70809);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее -
Программа);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – Стандарт, ФГОС ДО).
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) в АОП ДО для
обучающегося пятого года жизни с ТНР не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Программы.
Структура АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с ТНР в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с ТНР определяет базовое содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
в различных видах деятельности, таких как:
- предметная деятельность;
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми);
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров
в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка,
как: восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование,
лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) в социум.
4
Программа коррекционно-развивающей работы:
- является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с ТНР в
условиях дошкольной образовательной группы комбинированной направленности;
- обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;
- учитывает особые образовательные потребности обучающегося с ТНР, удовлетворение
которых открывает возможность общего образования.
АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с ТНР обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования обучающегося в условиях дошкольной образовательной
группы комбинированной направленности.
Организационный раздел содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных
и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Учреждения.
Объем обязательной части АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с ТНР
составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и
мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в
часть, формируемую участниками образовательных отношений, самостоятельно.
Система оценивания качества реализации АОП ДО для обучающегося пятого года жизни
с ТНР направлена в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий внутри
образовательного процесса.
АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с ТНР разработана с учетом особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающегося (далее – ООП).