Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей обучающихся с расстройством аутистического спектра
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой
психического развития с учетом психофизических
особенностей обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее – АОП ДО для обучающихся с ЗПР с
учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 18» (далее - Учреждение)
разработана в соответствии:
- с Порядком разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809);
- приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.
№ 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (далее - Программа);
- Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
Стандарт, ФГОС ДО).
Содержание и планируемые результаты
(целевые ориентиры) в АОП ДО для обучающихся с ЗПР с учетом психофизических
особенностей обучающихся с РАС не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Программы.
По своему
организационно-управленческому статусу АОП ДО для обучающихся с ЗПР с учетом
психофизических особенностей обучающихся с РАС, реализующая принципы Стандарта,
имеет модульную структуру.
Рамочный характер АОП ДО для
обучающихся с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС раскрывается
через представление общей модели образовательного процесса в образовательных
организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных
потребностей обучающихся, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в
том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей.
Структура АОП ДО для обучающихся с ЗПР
с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный
и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающихся с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающихся
с РАС определяет базовое содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и
другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия
с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел включает
описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся в социум.
Программа коррекционно-развивающей
работы:
1. Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающихся
с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности
обучающихся, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
АОП ДО для обучающихся с ЗПР с
учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования обучающихся в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной направленности.
Организационный раздел содержит
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Учреждения.
Объем обязательной части АОП ДО для
обучающихся с ЗПР с учетом
психофизических особенностей обучающихся с РАС составляет не менее 60% от ее
общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание
традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками
образовательных отношений самостоятельно.
Система оценивания качества реализации
АОП ДО для обучающихся с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающихся
с РАС направлена в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий
внутри образовательного процесса.
АОП ДО для обучающихся с ЗПР с учетом
психофизических особенностей обучающихся с РАС
разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся.