Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18» (далее - АОП ДО для обучающихся с ТНР,
Учреждение) разработана в соответствии:
- с Порядком разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809);
- приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.
№ 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (далее - Программа);
- Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
Стандарт, ФГОС ДО).
Содержание и планируемые результаты
(целевые ориентиры) в АОП ДО для обучающихся с ТНР не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов Программы.
По своему
организационно-управленческому статусу АОП ДО для обучающихся с ТНР,
реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Рамочный характер АОП ДО для
обучающихся с ТНР раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов
развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и
организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и
развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей.
Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР
в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела -
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел АОП ДО для обучающихся
с ТНР включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АОП ДО для
обучающихся с ТНР включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающихся с ТНР
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и
другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия
с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел АОП ДО для
обучающихся с ТНР включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей
работы:
1. Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающихся
с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной
направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
АОП ДО для обучающихся с ТНР обеспечивает планируемые результаты
дошкольного образования обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных
групп комбинированной направленности.
Организационный раздел АОП ДО для
обучающихся с ТНР содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат
в календарном плане воспитательной работы Учреждения.
Объем обязательной части АОП ДО для
обучающихся с ТНР составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части,
формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от
ее общего объема.
В соответствии с Программой описание
традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками
образовательных отношений самостоятельно.
Система оценивания качества реализации
АОП ДО для обучающихся с ТНР направлена в первую очередь на оценивание
созданных Учреждением условий внутри образовательного процесса.
АОП ДО для обучающихся с ТНР разработана с учетом особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся.