Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (далее - АОП ДО для обучающихся с ТНР) разработана в
соответствии:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (дополнен перечень
специальных условий для обучающихся с ОВЗ);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее -
Программа);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – Стандарт, ФГОС ДО);
- Письма Минпросвещения России от 30.08.2024 г. № ДГ-1478/07 «О направлении
рекомендаций»;
- приказа Минпросвещения Российской Федерации от 6 ноября 2024 г. N 778 «Об утверждении
типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
- Письма Минпросвещения России от 27.11.2024 г. № АБ-3663/07 «Об обеспечении
специальными учебниками и учебными пособиями обучающихся с ОВЗ;
- Методическими рекомендациями Роспотребнадзора от 30.05.2025 № МР 2.4.0380-25. 2.4.
«Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации к санитарным нормам и правилам,
регулирующим вопросы обеспечения условий образовательной деятельности, оказания услуг
по воспитанию и обучению».
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) в АОП ДО для
обучающихся с ТНР не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
Программы.
По своему организационно-управленческому статусу АОП ДО для обучающихся с ТНР,
реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Рамочный характер АОП ДО для обучающихся с ТНР раскрывается через представление
общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных
нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР,
определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей.
Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
4
характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающихся с ТНР определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных
видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности
ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающихся с ТНР в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР, удовлетворение
которых открывает возможность общего образования.
АОП ДО для обучающихся с ТНР обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной направленности.
Организационный раздел содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной
работы Учреждения.
Объем обязательной части АОП ДО для обучающихся с ТНР составляет не менее 60% от
ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и
мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в
часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.
Система оценивания качества реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР направлена в
первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий внутри образовательного
процесса.
АОП ДО для обучающихся с ТНР разработана с учетом особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся (далее – ООП).