Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для
обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 18»
(далее - АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха, Учреждение) разработана в соответствии:
-
с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
- приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Программа);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС ДО).
Содержание и планируемые результаты (целевые
ориентиры) в АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Программы.
По своему организационно-управленческому статусу АОП
ДО для
обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную
структуру.
Рамочный характер АОП ДО для обучающегося пятого года
жизни с нарушениями слуха раскрывается
через представление общей модели образовательного процесса в образовательных
организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных
потребностей обучающегося с нарушениями слуха, определение структуры и наполнения
содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в
том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей.
Структура АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося в
различных видах деятельности, таких как:
1.
Предметная деятельность.
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
-
восприятие художественной литературы и фольклора,
-
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
-
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающегося с ОВЗ в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1.
Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха.
2.
Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3.
Учитывает особые образовательные потребности обучающегося с нарушениями слуха,
удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с нарушениями слуха обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающегося в условиях дошкольной образовательной группы
комбинированной направленности.
Организационный раздел АОП ДО для обучающегося пятого года
жизни с нарушениями слуха содержит
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с нарушениями
слуха, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане
воспитательной работы Учреждения.
Объем обязательной части АОП ДО для обучающегося пятого года
жизни с нарушениями слуха составляет не
менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных
событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, самостоятельно.
Система оценивания качества реализации АОП ДО для обучающегося пятого года
жизни с нарушениями слуха направлена в
первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий внутри
образовательного процесса.
АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с
нарушениями слуха разработана с учетом
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающегося.