Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающегося с нарушениями слуха
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающегося с нарушениями слуха (далее - АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха) разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (дополнен перечень специальных условий для обучающихся с ОВЗ); - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Программа);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС ДО);
- Письма Минпросвещения России от 30.08.2024 г. № ДГ-1478/07 «О направлении рекомендаций»; - приказа Минпросвещения Российской Федерации от 6 ноября 2024 г. N 778 «Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
- Письма Минпросвещения России от 27.11.2024 г. № АБ-3663/07 «Об обеспечении специальными учебниками и учебными пособиями обучающихся с ОВЗ;
- Методическими рекомендациями Роспотребнадзора от 30.05.2025 № МР 2.4.0380-25. 2.4. «Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации к санитарным нормам и правилам, регулирующим вопросы обеспечения условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению».
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) в АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Программы.
По своему организационно-управленческому статусу АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Рамочный характер раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей (далее – ООП) обучающегося, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей.
Структура АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающегося (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел включает описание коррекционно-развивающей работы (далее – КРР), обеспечивающей адаптацию и включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), инвалидом (ребенком-инвалидом) в социум.
Программа КРР:
1. Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала. 3. Учитывает особые образовательные потребности обучающегося, удовлетворение которых открывает возможность общего образования. АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающегося в условиях дошкольной образовательной группы комбинированной направленности. Организационный раздел содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с нарушениями слуха, особенности организации развивающей предметнопространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Учреждения. Объем обязательной части АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных отношений, самостоятельно. Система оценивания качества реализации АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха направлена в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий внутри образовательного процесса. АОП ДО для обучающегося с нарушениями слуха разработана с учетом особенностей развития и ООП обучающегося.