Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 18» (далее - АОП ДО для обучающегося с УО (интеллектуальными
нарушениями), Учреждение) разработана в соответствии:
-
с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
- приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Программа);
- Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС ДО).
Содержание и планируемые результаты (целевые
ориентиры) в АОП ДО для обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) не
ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Программы.
По своему организационно-управленческому статусу АОП
ДО для обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями), реализующая принципы
Стандарта, имеет модульную структуру.
Рамочный характер АОП ДО для обучающегося с УО
(интеллектуальными нарушениями) раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов
развития, общих и особых образовательных потребностей обучающегося с УО, определение
структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные
области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей.
Структура АОП ДО для обучающегося с УО
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с
другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе
самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для обучающегося с УО (интеллектуальными
нарушениями) определяет базовое содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах
деятельности, таких как:
1.
Предметная деятельность.
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
- восприятие
художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
- изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1.
Является неотъемлемой частью АОП ДО для обучающегося с УО (интеллектуальными
нарушениями) в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной
направленности.
2.
Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3.
Учитывает особые образовательные потребности обучающихся с УО, удовлетворение
которых открывает возможность общего образования.
АОП ДО для обучающегося с УО (интеллектуальными
нарушениями) обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования обучающегося в условиях дошкольной
образовательной группы комбинированной направленности.
Организационный раздел содержит
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с УО,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Учреждения.
Объем обязательной части АОП ДО для обучающегося с УО
(интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 60% от ее общего объема.
Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не
более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных
событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками
образовательных отношений самостоятельно.
Система оценивания качества реализации АОП ДО для обучающегося
с УО (интеллектуальными нарушениями) направлена в первую очередь на оценивание
созданных Учреждением условий внутри образовательного процесса.
АОП ДО для обучающегося с УО
(интеллектуальными нарушениями) разработана
с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающегося.