Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» (МАДОУ № 18) Адрес: 624480, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Буденного, д. 33, телефон: 8 (34380) 3-15-04; 624480, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Свердлова, д. 8, телефон: 8 (34380) 2-52-92, e-mail: detsad.18@mail.ru; адрес сайта: https://18svur.tvoysadik.ru РЕКОМЕНДОВАН УТВЕРЖДЕН Решением педагогического совета протокол № 1 «15» июля 2024 г. Заведующий МАДОУ № 18 __________ О.П. Арбузова Приказ от 15.07.2024 г. № 197 - О УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающегося пятого года жизни с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год 2024 г. Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающегося пятого года жизни с учетом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год Учебный план АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с учетом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18» (далее - АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями), Учреждение) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики Учреждения, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления Учебного плана АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) являются: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273 ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Письмо Министерства просвещения РФ от 08.04.2020 г. № ГД-161/04 «Об организации образовательного процесса»; - Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.09.2021 № 28, вступившие в силу с 01.01 2021 г. и действующие до 2027 г.; - Устав Учреждения (утвержден приказом начальника Управления образования Администрации Североуральского городского округа от 05.12.2017 г. N 364); - Образовательная программа дошкольного образования. При составлении Учебного плана АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) учитывались основные принципы его формирования: - развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - научной обоснованности и практической применимости; - соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - гибкости и учета индивидуальных особенностей развития воспитанников; - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка, спецификой и возможностями образовательных областей; - построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с обучающимся. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, 29, 32) в структуре Учебного плана АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 ФГОС ДО), в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО). Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются в ходе реализации других областей. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений парциальные программы, направленные на развитие детей. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Дистанционное обучение используется в образовательном процессе для воспитанника: - имеющего ограничения возможностей здоровья и не имеющего возможности регулярно посещать Учреждение (находящегося в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.д.); - временно находящегося в другом от основного места проживания (длительная командировка родителей, в условиях введения карантина, в связи с погодными явлениями или высоким уровнем заболеваемости; - при закрытии Учреждения на проведение капитальных ремонтов, отключения воды. Особенности реализации Учебного плана АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) Содержание обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Во средней группе различные формы работы с детьми организуются в первую и во вторую половину дня. В первой половине дня занятия планируются не более двух раз. В середине занятия проводится физкультурная минутка, включающая упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты). Перерывы между занятиями (динамические паузы) – не менее 10 минут. Количество компонентов занятий и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН СП 1.2.3685-21. Занятие, требующее повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления занятие познавательной направленности чередуется с занятием художественно-эстетической или физической образовательных областей. Развитие ребенка осуществляют педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре. В Учреждении оказывается логопедическая и психологическая помощь, целью которых является оказание помощи ребенку дошкольного возраста. Образовательная деятельность проводится по подгруппам и индивидуально. Объем занятий для возрастной группы (обязательная часть) № Возрастная группа Количество занятий в неделю Длительность (в мин.) Недельная нагрузка 1 Средняя группа 4-5 лет 10 20 200 мин. 3 часа 20 мин. Занятия осуществляются в процессе организации различных компонентов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтение художественной литературы) с учетом принципа интеграции образовательных областей. Образовательная область Физическое развитие (физическая культура) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие (ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений) Речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе) Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация через неделю) (рисование) (музыка) Коррекционная работа: - коррекционные индивидуальные занятия с учителемлогопедом (учителем-дефектологом) - коррекционные индивидуальные занятия с педагогомпсихологом Группа комбинированной направленности 4-5 лет 20 +20 +20 (60 мин.) 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 + 20 (40 мин.) 20 мин. 20 мин. 20 мин. Методическое сопровождение обязательной части Учебного плана АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) в группе комбинированной направленности Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Раздел Физическая культура Здоровье Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы Приобщение к социокультурным ценностям Развитие познавательноисследовательской деятельности Художественноэстетическое развитие 1 - в средней группе 1 - в средней группе Интеграция с образовательными областями Методическое сопровождение «Физическая культура в детском саду». Пензулаева Л.И. Методическое пособие. «Сборник подвижных игр 2-7 лет». Степаненкова Э.Я. Методическое пособие. «Математические ступеньки». Парциальная программа. Колесникова Е.В. «Ознакомление с предметным и социальным миром». Дыбина О.В. Методическое пособие. «Добро пожаловать в экологию». Воронкевич О.А. Парциальная программа. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Веракса Н.Е. Методическое пособие. 1 - в средней группе «Развитие речи дошкольников». Ушакова О. С. Парциальная программа Приобщение к художественной литературе Интеграция с образовательными областями «Развитие речи дошкольников». Ушакова О. С. Парциальная программа. Приобщение к искусству Интеграция с образовательными областями «Детское художественное творчество». Комарова Т. С. Методическое пособие. «Школа эстетического воспитания». Комарова Т. С. Методическое пособие. Развитие речи Речевое развитие Реализация занятий (количество занятий в неделю) 2 - в музыкально-спортивном зале; 1 - на прогулке Интеграция с образовательными областями Рисование 1 - в средней группе Изобразительная деятельность Социальнокоммуникативное развитие Лепка и аппликация один раз в неделю (в чередовании) во всех группах дошкольного возраста. Музыкальная деятельность 2 – в средней группе Конструктивномодельная деятельность. Интеграция с образовательными областями Социализация, развитие общения и нравственное воспитание Интеграция с образовательными областями Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Интеграция с образовательными областями Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Интеграция с образовательными областями Формирование основ безопасности Интеграция с образовательными областями «Цветные ладошки». Лыкова И.Л. Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Музыкальное воспитание в детском саду». Зацепина М.Б. Методическое пособие. «Культурно-досуговая деятельность». Зацепина М.Б. Методическое пособие. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание». Петрова В.И. Методическое пособие. «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Денисенкова Н.С. Методическое пособие. «Социально-нравственное воспитание дошкольников». Буре Р.С. Методическое пособие. «Трудовое воспитание в детском саду». Комарова Т. С., Куцакова Л. В. Методическое пособие. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». Саулина Т.Ф. Методическое пособие. «Формирование основ безопасности дошкольников». Белая К.Ю. Методическое пособие. у Методическое сопровождение части, формируемой участниками образовательных отношений, Учебного плана АОП ДО АОП ДО для обучающегося пятого года жизни с РАС с учетом психофизических особенностей обучающегося с УО (интеллектуальными нарушениями) в группе комбинированной направленности Образовательная область Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Раздел Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Ребенок и окружающий мир Развитие речи Музыкальная деятельность Художественноэстетическое развитие Конструктивномодельная деятельность Реализация Цель программы – ориентация на духовно-нравственные и социокультурные ценности и традиции страны, региона Северного Урала, народа и народностей, культурное окружение, географические условия, экономические цели и стратегии развития региона Северного Урала. Цель Программы - обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Программы направлены на формирование у детей на развитие детей средствами конструирования. Методическое сопровождение «Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст». О. А. Трофимова, О. В. Толстикова. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Нищева Н.В. Парциальная образовательная программа «Музыкальные шедевры». Радынова О.П. Парциальная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Лыкова И.Л. Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.