Дополнительное соглашение № 3 к коллективному договору на 2021-2024 Г. Г.

По итогам общего собрания работников Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 18» (протокол от 01.12.2022 г. № 5) в
Коллективный договор решили внести изменения и дополнения:
1. На основании ст. 99 ТК РФ «Сверхурочная работа» (в ред. Федерального закона от
19.11.2021 г. № 372-ФЗ) в раздел 3. «Рабочее время» п. 3.6. Коллективного договора внести
дополнение:
«Привлечение к сверхурочной работе матерей и отцов, воспитывающих без супруга
(супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, опекунов детей указанного возраста, родителя,
имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает
вахтовым методом, а также работников, имеющих трех и более детей в возрасте до
восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет
допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по
состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. При этом указанные работники должны быть в письменной форме
ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.»
2. На основании ст. 214 «Обязанности работодателя в области охраны труда»
Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации» раздел 6. «Охрана труда» п. 6.4. Коллективного договора изложить в
новой редакции:
«6.4. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки
технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов
производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда
здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,
осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве
инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны
труда;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и
оценку;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку
уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов,
вновь организованных рабочих мест;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и
смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном
законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в
соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- оснащение средствами коллективной защиты;
- обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по
использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания
требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением
работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств
индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о
специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных
средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в
течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских
осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных
медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств,
психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы
(должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров,
обязательных
психиатрических
освидетельствований,
химико-токсикологических
исследований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в
установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и
приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на
производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты,
инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий
работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских
осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских
противопоказаний;
- предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления,
органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с
законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований
законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья
работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи
пострадавшим;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению
микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с
требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в
медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской

помощи;
- беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного
контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере
деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также
представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и
иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и
охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и
рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки,
принятие мер по результатам их рассмотрения;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
- информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о
существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от
воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих
местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах
индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или)
комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную
видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за
безопасностью производства работ;
- разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного
работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в
порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных
нормативных актов;
- ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием
электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в
соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным
редакциям таких нормативных правовых актов;
- соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на
привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
- приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства
работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных
видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для
него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение
охраны труда.
При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем
другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ
(оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с
другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения

здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы
(оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по
предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом
мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.».
3. На основании ст. 215 «Обязанности работника в области охраны труда» Федерального
закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» раздел 6. «Охрана труда» п. 6.6. Коллективного договора изложить в новой
редакции:
«6.6. Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы,
применять технологию;
- следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения
своей трудовой функции;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение
безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи
пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств
индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для
определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
- незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о
выявленных неисправностях, используемых оборудования и инструментов, нарушениях
применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить
работу до их устранения;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой
известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и
другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в
части второй статьи 227 настоящего Кодекса, требований охраны труда, о каждом известном
ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего
здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого
отравления;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при
поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские
осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические
освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению
работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или)
медицинскими рекомендациями.».
4. На основании ст. 214.2 «Права работодателя в области охраны труда» Федерального
закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации» дополнить раздел 6. «Охрана труда» Коллективного договора пунктом 6.7.
следующего содержания:
«6.7. Работодатель имеет право:
- использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства,
оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования,
обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства
работ, обеспечивать хранение полученной информации;

- вести электронный документооборот в области охраны труда;
- предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а
также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда федеральному
органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление фед ерального
государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным
органам (государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации).»
5. На основании ст. 216 «Права работника в области охраны труда» Федерального закона
от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
дополнить раздел 6. «Охрана труда» Коллективного договора пунктом 6.8. следующего
содержания:
«Каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных
органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о
существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от
воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя
средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими
подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании порядке;
- обучение по охране труда за счет средств работодателя;
- дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет
средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения
работодателем требований охраны труда;
- гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда,
включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах, не ниже установленных настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации либо коллективным договором, трудовым договором;
- обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление
федерального государственного контроля
(надзора)
за
соблюдением
трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий
труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и
иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в
объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные
уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных
органов) по вопросам охраны труда;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных
с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании
происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания,
а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению
микроповреждений (микротравм);
- внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или)
медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего
заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.
Виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления указанных в настоящей
статье гарантий и компенсаций устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным
договором, локальным нормативным актом работодателя с учетом финансово-экономического
положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных
результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной
экспертизы условий труда, предусмотренные настоящим Кодексом гарантии и компенсации
работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются.»
6. На основании ст. 217, 220, 221, 223-228, 228.1, 229, 229.1, 229.2, 229.3, 230, 230.1, 231
глав 36 «Управление охраной труда», 36.1 «Расследование, оформление (рассмотрение), учет
микроповреждений (микротравм), несчастных случаев» Федерального закона от 2 июля 2021 г.
N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» раздел 6.
«Охрана труда» Коллективного договора дополнить пунктом 6.9. «Управление охраной труда»
и подпунктами следующего содержания:
«6.9.1. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у
конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления
охраной труда. (ст. 217 ТК РФ).
6.9.2. Работники проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и
периодические (в течение трудовой деятельности ежегодные) медицинские осмотры для
определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и
предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми
актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные
медицинские осмотры.
Работники детских учреждений проходят указанные медицинские осмотры в целях
охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в
течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное
психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его
периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится
психиатрическое
освидетельствование,
устанавливаются
федеральным
органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с
учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические
освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации (ст. 220 ТК РФ).
6.9.3. Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими
средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и
смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств
работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи
средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной
оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного
органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного
органа работников (при наличии такого представительного органа).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами
обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также
стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты (ст. 221
ТК РФ).
6.9.4. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за
их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность,
численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или
вводится должность специалиста по охране труда.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, специалиста по охране труда,
имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют работодатель,
руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация
или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда,
привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. (ст. 223 ТК РФ).
6.9.5. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного
представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на
паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа
первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа
работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете
(комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и
работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок
условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах
указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и
(или) соглашения.
Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления
охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении
охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах

социального партнерства.
Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:
- разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных
союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии
таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению
требований охраны труда;
- участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
- участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за
правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством
о специальной оценке условий труда;
- участие в оценке профессиональных рисков;
- подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению
проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда,
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих
местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими
требований охраны труда (ст. 224 ТК РФ).
6.9.6. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за
счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может
осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями
(за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений)
осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции
(работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных
средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению
уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у
работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда (ст. 225 ТК РФ).
6.9.7. Для целей настоящего Кодекса под микроповреждениями (микротравмами) понимаются
ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения,
полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности
работодателя, указанными в части второй статьи 227 настоящего Кодекса, при исполнении ими
трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его
представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных
трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие
расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (далее -

микроповреждения (микротравмы) работников).
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных
заболеваний работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и
причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.
Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и
рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение
пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю
(его представителю).
Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,
с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (ст. 226 ТК РФ).
6.9.8. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и
другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при
исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению
работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий,
обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо
работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
- работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
- обучающиеся, проходящие производственную практику.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в
результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том
числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление;
поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения,
нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными; повреждения вследствие
взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других
чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием
внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую
работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если
указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения
работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени,
необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других
предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и
после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для
работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве,
предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве
в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных)
целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового
договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на
общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению
работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том
числе пешком;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с
работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на
предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также

события, указанные в части третьей настоящей статьи, если они произошли с лицами,
привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы,
аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий
(ст. 227. ТК РФ).
6.9.9. При несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его
представитель) обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в
медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной
ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент
происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе,
аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее
сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести
фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- в установленный настоящим Кодексом срок проинформировать о несчастном случае органы и
организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или
несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и
своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в
соответствии с настоящей главой (ст. 228 ТК РФ).
6.9.10. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае
или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение
суток обязан направить извещение по установленной форме:
- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
по месту происшедшего несчастного случая;
- в прокуратуру по месту происшедшего несчастного случая;
- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий
полномочия по реализации государственной политики в области охраны труда на территории
субъекта Российской Федерации, и в орган местного самоуправления по месту происшедшего
несчастного случая;
- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
- в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности,
если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому
органу;
- в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, если несчастный случай
произошел в подведомственной ему организации.
При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае
со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан
направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное
объединение организаций профсоюзов.
О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых
несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его
представитель) в течение трех календарных дней после получения сведений об этом направляет
извещение по установленной форме в соответствующие территориальный орган федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального

государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное
объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль
(надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в
организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а также в исполнительный орган
страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
О случаях острого заболевания (отравления) работников, в отношении которого имеются
основания предполагать, что его возникновение обусловлено воздействием вредных и (или)
опасных производственных факторов, работодатель (его представитель) сообщает в
соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного
на
осуществление
федерального
государственного
санитарноэпидемиологического надзора (ст. 228.1 ТК РФ).
6.9.11. Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель)
незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии
включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию
работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя,
представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного
уполномоченного
представительного
органа
работников
(при
наличии
такого
представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии). Комиссию
возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого
один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного
случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются
государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в области охраны труда или органа местного самоуправления (по
согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при
расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители
исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве
страхователя. Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо территориального органа
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального
государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, состав комиссии утверждается
приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено
обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел
несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают
участие указанный работодатель (его представитель), доверенное лицо пострадавшего,
специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая,
в том числе и по гражданско-правовому договору.
Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по
совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом
случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия
работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной
работы пострадавшего.
Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или
иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем
(его представителем) в соответствии с порядком, установленным частями первой и второй

настоящей статьи, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы,
аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль
(надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и
владельцем транспортного средства.
Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо
имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с
пострадавшим.
По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц,
состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или
свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный
представитель или иное доверенное лицо. В случае, если законный представитель или иное
доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо
председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного
лица ознакомить его с материалами расследования.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав
комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.
Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный
государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его
заместитель, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на
объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной
безопасности, - руководитель этого территориального органа (ст. 229 ТК РФ).
6.9.12. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один
или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в
течение трех календарных дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в
результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения
здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом
проводится комиссией в течение 15 календарных дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в
результате, которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в
порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его
доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного
случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей
статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных
дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не
представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в
организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде,
решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с
этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений (ст. 229.1 ТК РФ).
6.9.13. При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных
настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий
расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц,
допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от
работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях
государственного инспектора труда, самостоятельно проводящего расследование несчастного
случая) в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет
собственных средств обеспечивает:
- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний,
других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
- фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов,
составление планов, эскизов, схем, а также предоставление информации, полученной с
видеокамер, видеорегистраторов и других систем наблюдения и контроля, имеющихся на месте
происшедшего несчастного случая;
- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, а также средств
индивидуальной защиты для непосредственного проведения мероприятий, связанных с
расследованием несчастного случая.
Материалы расследования несчастного случая включают:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая, а также о
внесении изменений в ее состав (при наличии);
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и
видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и (или) вредных
производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки
знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения
пострадавших;
- экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и
испытаний;
- медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате
несчастного случая на производстве и степени их тяжести;
- медицинское заключение о возможном нахождении пострадавшего при его поступлении в
медицинскую организацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического
опьянения (отравления), выданное по запросу работодателя (его представителя);
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты
в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования
предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа
соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай
произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из
представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений
требований охраны труда;
- решение о продлении срока расследования несчастного случая (при наличии);
- другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии
в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных
настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий
расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного
случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает
предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и
предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия
(бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми

отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в
необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет
несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве
или как несчастный случай, не связанный с производством.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных
настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно
проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств
могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном
порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению
медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение
(отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в
котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические
вещества;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия),
квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с
застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая
неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда,
причиненного его здоровью, с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной
организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии
такого представительного органа) комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях
государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного
случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в
отдельных отраслях и организациях, формы документов, соответствующие классификаторы,
необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,
с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (229.2. ТК РФ).
6.9.14. При выявлении сокрытого несчастного случая государственный инспектор труда
проводит расследование самостоятельно.
Государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование в
следующих случаях:
- при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного
представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в
результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве
(их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами
комиссии по расследованию несчастного случая;
- при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка
расследования.
Дополнительное расследование проводится в отношении несчастных случаев,
расследованных не ранее чем за пять лет до дня наступления обстоятельств, указанных в части
второй настоящей статьи.
Дополнительное расследование несчастного случая проводится государственным
инспектором труда в соответствии с требованиями настоящей главы.
Дополнительное расследование проводится с привлечением профсоюзного инспектора

труда и представителя исполнительного органа страховщика по месту регистрации
работодателя в качестве страхователя.
По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда
составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание,
обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя)
составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с
нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом
случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на
основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда
(ст. 229.3. ТК РФ).
6.9.15. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования
как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода
пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее
одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве
по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на
русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав
Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на
производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный
экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробн о изложены
обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения
требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов,
устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае
установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению
вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины
застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая
на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве
подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его
представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).
Работодатель (его представитель) в течение трех календарных дней после завершения
расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр
утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному
представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со
смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим
с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному
лицу), по их требованию. При невозможности личной передачи акта о несчастном случае на
производстве в указанные сроки работодатель вправе направить акт по месту регистрации
пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица) по почте заказным
письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения. Второй экземпляр
указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем
(его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного
случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на
производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в течение
трех календарных дней после завершения расследования несчастного случая на производстве
направляет в исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в

качестве страхователя.
По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный
случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого
несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в
предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда,
самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о
расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух
экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами,
проводившими расследование.
Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются
работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной
организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии
такого представительного органа) для принятия мер, направленных на предупреждение
несчастных случаев на производстве (ст. 230. ТК РФ).
6.9.16. Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве
регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с
решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного
инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на
производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по
установленной форме.
Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве,
тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со
смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о
несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в
предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда,
самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в течение трех календарных
дней после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о
данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами
расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем),
осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве.
Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются в
государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в
установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в
организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в
исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве
страхователя.
Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе
групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые
повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых) со
смертельным исходом вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого
пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим
Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим
расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора)
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
области охраны труда и соответствующее территориальное объединение организаций
профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в
Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его

представитель) обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых
случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере
деятельности, в которые сообщалось о несчастном случае, сообщение по установленной форме
о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения
несчастных случаев на производстве (ст. 230.1. ТК РФ).
6.9.17. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев,
непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в
проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта,
несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при
несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в
результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их
законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном
случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих
случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его
представителем) решений государственного инспектора труда (ст. 231. ТК РФ).
7. В связи изменениями Трудового кодекса РФ с 30 ноября 2021 г. (ч. 2. ст. 259 ТК РФ
«Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в
служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и
нерабочие праздничные дни») в раздел 7. Коллективного договора добавить пункт 7.12.
следующего содержания:
«7.12. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в
ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни допускаются только с письменного
согласия и при условии, что это не запрещено в соответствии с медицинским заключением,
выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации:
- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,
- работникам, имеющим детей-инвалидов;
- работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с
медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати
лет;
- опекунам детей указанного возраста;
- родителю, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель
работает вахтовым методом;
- работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до
достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет.»
8. В связи введением Федеральным законом от 19.11.2021 N 372-ФЗ части второй в ст.
167 ТК РФ «Гарантии при направлении работников в служебные командировки» в раздел 7.
Коллективного договора добавить пункт 7.13. следующего содержания:
«7.13. Направление инвалидов в служебные командировки допускается только с их
письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в
соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом

указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом
отказаться от направления в служебную командировку.»
9. На основании ст. 185 «Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр и
(или)
обязательное
психиатрическое
освидетельствование»
ТК
РФ
(в
ред.
Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ) в раздел 7. Коллективного договора добавить
пункт 7.14. следующего содержания:
«7.14. На время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического
освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом,
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить
такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний
заработок по месту работы.».
10. На основании ст. 185.1. «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации»
ТК РФ (введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 353-ФЗ) в раздел 7. Коллективного
договора добавить пункт 7.15. следующего содержания:
«7.15.
Работники
при
прохождении
диспансеризации
в
порядке,
предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение
от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы
(должности) и среднего заработка.
Работники, достигшие возраста сорока лет, за исключением лиц, указанных в части
третьей настоящей статьи, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном
законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один
рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего
заработка.(часть вторая введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 261-ФЗ)
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в
том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники,
являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении
диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья,
имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за
ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его
письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается
(согласовываются) с работодателем.
Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций,
подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы,
если это предусмотрено локальным нормативным актом (часть пятая введена
Федеральным законом от 31.07.2020 N 261-ФЗ).».
11. На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23 ноября 2021 года N
1089н
в раздел 7. «Социальные гарантии» Коллективного договора добавить пункт 7.16.
следующего содержания:
«7.16.
Листки нетрудоспособности выдаются в электронном виде. Сведения в фонд
социального страхования (ФСС) для назначения и выплаты пособий по болезни, беременности
и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком подаются в электронном виде через
систему электронного документооборота.».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».